Мастихин – универсальный инструмент для живописи

Термин мастихин происходит от итальянского слова mestichino, что означает шпатель. Под мастихином понимают специальный инструмент, применяемый в живописных работах с масляными красками.

Мастихин предназначен для таких работ:

  • рисования картин масляными красками;
  • нанесения красок на холст;
  • смешивания различных красок;
  • удаления остатков свежих красок;
  • очищения палитры от засохших красок.

Формы мастихина

Мастихины изготавливают из пластика или сплавов, в основе которых лежит металл. Они содержат лезвие и рукоятку или ручку, которые скрепляется изогнутым металлическим стержнем. Лезвия имеют различную форму и в зависимости от этой формы и целей художественных работ – различное применение:

мастихины различной формы мастихины различной формы
  • узкий мастихин очень хорошо изгибается, что дает возможность изображать тонкие линии или делать миниатюрные мазки;
  • широкий мастихин помогает воссоздать рельефы крупных предметов, а также в нанесении фона картины;
  • прямоугольный мастихин используется для нанесения слоев краски одинаковой толщины с ровной и гладкой поверхностью;
  • мастихин с коротким лезвием позволяет наносить «угловые» и небольшие мазки, вырисовывания маленьких деталей;
  • мастихин с длинным лезвием благоприятствует широкому, размашистому стилю письма. Им легко наносятся краски на значительные части полотен, например, таких, как поверхность воды, поле, засеянное пшеницей и т. д.;
  • ромбовидный мастихин используется, когда нужно наносить мазки различной ширины;
  • мастихины овальной, а также фигурной, веерной и ребристой формы предназначены для выполнения различных фактурных мазков, преимущественно в процессе декоративных работ;
  • мастихин для палитры отличается от тех, которые предназначены для художественных работ. Он плоский, лезвие имеет острые края, а ручка сделана без изгиба, т. е. по форме напоминает шпатель для отделочно-строитльных работ.

В целом, мастихины позволяют создавать фактурную, рельефную поверхность полотна, накладывая густые и сочные слои краски в технике импасто, или наоборот, наносить плоские тонкие слои на большие участки картин.

Техника работы мастихином

Работа мастихином требует особой сноровки и напоминает процесс намазывания масла на хлеб. Концом мастихина захватывают немного краски с палитры, которая размазывается боковой стороной лопатки по холсту. При этом следует немного нажимать на мастихин, слегка вдавливая краску в полотно.

Обычно мастихином работают с густыми красками. Это масляные или акриловые краски, густоту последних можно увеличить, добавив к ним текстурную пасту.

Для качественной работы мастихином можно использовать только свежие краски. Наносить их можно на сухую или слегка увлажненное основание. Если попытаться нанести мастихином новый слой краски на слегка уже подсохший, это может привести к повреждению ранее нанесенного слоя и порче всей работы.

Нанесение слишком толстых слоев краски также может привести к их растрескиванию после высыхания или к деформации холста.

Выбор мастихина

мастихин пластиковый мастихин пластиковый

Основные правила выбора мастихина:

  • не стоит искать среди продукции разных крупных производителей более качественные мастихины, поскольку качество их примерно равноценно;
  • лезвие мастихина, как наиболее важный его элемент, должно хорошо гнуться и не перегибаться, а пружинить;
  • ручка мастихина должна крепко быть соединена с лезвием. К тому же она должна быть удобной и без изъянов;
  • для приобретения первоначального опыта работы с мастихином следует остановиться на пластиковом или другом дешевом варианте.

Использование мастихина известными художниками

пример картины мастихином пример картины мастихином

Мастихин получил широкое применение не так давно и считается инструментом современной живописи. Но еще художники Возрождения использовали его для выполнения некоторых деталей картин, что четко прослеживается в творчестве Тициана. Его применяли также Гойя и Рембрандт. Но активно одним из первых стал использовать мастихин Гюстав Курбе. Он сначала наносил самые темные краски, используя либо мастихин, либо широкую плоскую кисть. Затем наступала очередь более светлых красок. Он накладывал тона все светлее и светлее, пока картина не начинала излучать свет и искриться. Он был мастером наносить краски мастихином сильными и точными движениями. Поль Сезанн, который с увлечением наблюдал за магией Курбе и восторженно отзывался о его действиях с мастихином, сам работал этим приспособлением еще виртуознее, чем Гюстав Курбе, и с огромным увлечением. С мастихином работали многие художники: Анри Матисс, Камиль Писсаро, Валентин Серов, Константин Коровин и другие. Каждый из них имел свою отличительную технику и открывал различные возможности мастихина.




Светлана Барвинок, 17 июля 2020.