Художественные кисти и их особенности

Кисть – инструмент художника, с помощью которого он создает художественное произведение. Несмотря на простоту, он имеет свои методы выбора, применения, хранения. Они сложились достаточно давно и постепенно совершенствовались. А начало изготовлению кистей положило производство щеток для чистки одежды. На одной из фресок, раскопанных в Помпеях – древнеримском городе, пострадавшем от извержения Везувия, изображен мужчина, очищающий щеткой сукно. Известно, что с наступлением эпохи Ренессанса и развитием масляной живописи в Европе (ХIV-ХV вв.) художники изготавливали кисти и краски самостоятельно.

Устройство кисти

устройство кисти устройство кисти

Кисти делятся на малярные и художественные, но устройство всех кистей одинаковое. Их составляющие: волосяной или щетинный пучок, металлическая обойма (которую также называют капсюль, патрон или обжимная трубка), деревянная ручка. Несмотря на простоту устройства, каждая деталь кисти важна и выполняет свою задачу.

  • Волосяной или щетинный пучок – основная рабочая деталь. Он представляет собой щетину, натуральные волосы из хвоста, ушей или холки различных животных (белка, колонок, барсук, коза, пони, тигр, куница, соболь и др.) или синтетические волоски. Пучок имеет различные формы и размеры в зависимости от предназначения.
  • Обойма – это крепежно-соединительная деталь, она удерживает пучок кисти, крепко стягивает его, придает ему определенную форму и соединяет с ручкой. Для изготовления обоймы используют тонкостенный металл или другие материалы. В частности, это может быть обмотка из ниток. Опыт показывает, что наиболее удобными и надежными в работе есть цельнотянутые обоймы, которые и внешне привлекательны.
  • Ручка (черенок) служит для удобства пользования кистью. Его форма, длина, материал зависят от предназначения кисти. Художественные кисти снабжены длинной ручкой, что помогает работать даже на некотором расстоянии от картины. Чтобы добиться хорошего качества, ручку изготавливают из твердых пород дерева (дуб, бук, береза и др.) или из пластика. Более дорогие кисти могут иметь ручки из слоновой кости или определенных пород минералов.

Дифференциация кистей

Художественные кисти классифицируются по различным признакам. Представим несколько таких групп:

  • по форме обоймы кисти делятся на два вида: круглые, плоские;
  • по длине (выставке) волос в пучке выпускаются кисти трех видов: удлиненные, стандартной и укороченной длины;
  • по форме волоса существует два вида кистей: кошачий язык и веерные;
  • по назначению определяется больше видов: контурные, трафаретные, веерные, шрифтовые, линейные, ретушные, флейц;
  • по происхождению волос пучка: щетинные, беличьи, колонковые, песчаниковые, из шерсти коровьей, медвежьей, барсучьей, пони, козьей и др., синтетические.

Деление по этим признакам помогает наиболее оптимально выбрать кисти для определенного вида работ и выполнить их качественно. Приведем характеристики основных видов кистей.

кисти круглая и плоская кисти круглая и плоская
  • Круглая кисть имеет в сечение обоймы окружность. Изготавливается из натуральных волосков, у которых толщина уменьшается от основания до конца. Пучок сходит на тонкий конический конец, что позволяет хорошо впитывать и удерживать воду, излишки краски. Высокая эластичность предоставляет универсальные возможности для художественных работ, заставляет быть послушной каждому выразительному движению руки художника. Она применима на различных этапах создания живописного произведения и для деталей различной точности. С ее помощью можно краской наносить линии как постоянной, так и вариативной толщины, обеспечивая при этом нужный наклон и нажим пучка. Круглая кисть позволяет выполнять рисунок, наносить фактуру, прописывать мелкие детали даже на тех участках картины, которые не весьма доступны. Она прекрасно подходит для различных видов мазков – толстых, широких, тонких и тончайших, что обеспечивает различный объем впитывания красок: от ворса всего пучка до тонкого конца. Волоски кисти нельзя укорачивать, обрезать, потому что они будут искажать целостность линии и красоту мазка, оставляя в нем бороздки. Промышленность выпускает большое разнообразие круглых кистей различной толщины пучка, размеров ручки. Эти параметры зависят от вида художественной деятельности. Среди наиболее распространенных круглых кистей можно назвать кисти для миниатюрных работ, шрифтовые, лайнеры, заливочные и др.
  • Плоская кисть имеет сплющенную на конце обойму, которая придает пучку плоскую форму, похожую на лопатку. Более эластичные, чем круглые кисти, с их помощью легко наносить изображения, требующие «плоского», ровного, широкого мазка и точного очертания. Предназначены для работы на участках значительной величины, поэтому ими удобно прорисовывать участки земли, травы, архитектурных деталей и др. Некоторые производители делают с одной стороны щетинки длиннее, чем с другой, или размещают их зубчато, что может облегчить технику выполнения мазков, делая их неравномерными. Спустя некоторое время работы такой кистью, она приобретает вид обыкновенной плоской кисти. Широкие плоские кисти (шириной до 5 дюймов) используются для нанесения лака на картину. Плоские кисти изготавливаются из свиной щетины, но очень узкие делаются из более мягкого волосков других животных – коз, белки, египетского мангуста. Если требуется выполнить очень тонкую работу с мелкими деталями, мазки на которой должны лежать слитно и гладко, то выбирают мягкие кисти красного или коричневого цвета из ворса колонка или куницы. Круглые и плоские кисти бывают различного диаметра (ширины). Их нумеруют в порядке возрастания указанных параметров, а номер указывает на диаметр (ширину) обоймы в миллиметрах. Существуют до 20 номеров тех и других.
  • Кисть с удлиненным пучком используется для изображения тонкой и длинной линии одной ширины.
  • Кисть со стандартной длиной пучка предназначена для выполнения основного объема работы над картиной.
  • Кисть с укороченной длиной пучка подходит для нанесения коротких и точных мазков краски, осветления определенного места работы или удаления, вымывания краски. Один из примеров такой кисти – контурная.
  • кисти по назначению кисти по назначению
  • Контурная кисть близка по форме к плоской, но с укороченным пучком и более короткой ручкой. Именно они придают такой кисти дополнительные качества: большую упругость, что позволяет более точно наносить плоские мазки; способствует плавному изменению цветов; помогает четко выделять контуры изображения; удобны при прорисовывании мелких деталей; используется для подрисовок.
  • Кисть «кошачий язык» имеет купольную или эллипсоидную форму. Применяется для широкого диапазона художественных работ. Она может функционировать и как плоская кисть, и как круглая, если ее расположить перпендикулярно к поверхности холста. Но наиболее эффективна эта кисть при изображении плавных переходов от одного цвета к другому.
  • Веерная кисть – это плоская кисть веерообразной формы с негустым пучком ворса. Предназначена для нанесения тонкой цветовой растяжки, а также для смягчения контрастности контуров или фактуры.
  • Трафаретная кисть используется для нанесения ровного слоя краски через трафарет. Пучок щетины плоский и тупой, ручка короткая или средней длины, что позволяет наносить краску при вертикальном положении кисти. Ею удобно выполнять лессировки, а также наносить слои краски, требующие свободного расположения.
  • Шрифтовая – это круглая, с очень длинным пучком волос кисть. Как и во всех круглых кистях, он служит своеобразным резервуаром для краски. Это позволяет без частого наполнения кисти краской проводить длинные тонкие, ровные и другие линии, а также наносить надписи различными шрифтами. Но для виртуозного владения этой кистью требуется определенная тренировка и опыт.
  • Линейная кисть – это подвид шрифтовых кистей. Она короче шрифтовых, но длиннее круглых. Это позволяет наносить точные длинные линии и мазки, а также различные надписи.
  • Ретушная кисть – плоская, ее пучок короткого ворса срезан под острым углом. С ее помощью наносят очень точные мазки, создают эскизы, наброски, проводят четкие линии, очерчивают острые углы, прорисовываются контуры. Срез пучка позволяет художнику им легко маневрировать, изменяя объем краски, которая накладывается. Это обстоятельство хорошо служит для создания перехода цветов на картине, особенно в мелких деталях или других труднодоступных участках.
  • Флейц – плоская широкая кисть, имеющая длинный мягкий ворс. Она используется не для основных работ над картиной, а для создания и смягчения цветовых переходов, контуров, а также для применения техники заливки в акварели. Флейц набирает много краски, что позволяет мягко сгладить контрастность разных цветов, разглаживая участки их соприкосновения. Кисть производят из щетины, синтетики, для акварельных работ – в основном из мягких волос белки. Часто художники пользуются обычной малярной кистью.
  • щетинные кисти щетинные кисти
  • Щетинные кисти изготавливаются из свиной щетины. Это одна из самых дешевых видов кистей, но для качественных и более дорогих образцов используются волосы китайского ангкингской породы борова. Он имеет очень крепкую и упругую щетину длиной до 20 см. Волосы долго кипятят и тщательно отбеливают, чтобы получить белую щетину. Но любая свиная щетина – достаточно жесткий и упругий материал, который обладает еще одной важнейшей особенностью – расщепленным концом каждого волоска. Именно это позволяет кисти хорошо наполняться краской и равномерно наносить ее на полотно. Кисти высокого качества должны иметь до 80 % расщепленных волосков. Изготавливаются щетинные кисти с плоским и круглым пучком. Используются для живописи и акварели.
  • беличьи кисти беличьи кисти
  • Беличьи кисти – только круглые. Для их изготовления используют обработанные волосы из беличьих хвостов. Характеризуются мягкостью и эластичностью, что делает их незаменимыми для акварельных работ и росписи.
  • Кисть из барсучьих волос очень пушистая, потому что они имеют оригинальное строение: «брюшко» волоса находится близко к его концу, а сам волос обладает конической формой. Наиболее качественные барсучьи кисти имеют конец пучка белого цвета и темную полоску посредине. На рынке художественных материалов можно встретить подделки, окрашенные в соответствующие цвета кисти из свиной щетины или козьих волос. Чтобы не приобрести имитацию барсучьей кисти, следует отследить ее основные признаки. Если волосы не имеют «брюшка» и мягкого белого конца, а вдоль пучка видны волнистые, как бы завитые волосы, то это – кисть из козьих волос. Если волосы имеют на конце расщепление – перед вами кисть из свиной щетины. Побуждает к производству подделок, в частности, высокая цена кисти. Такая кисть мягче щетинной, поэтому ее уместно использовать для работы со средне разбавленными красками.
  • колонковые кисти колонковые кисти
  • Кисть из волос колонка изготавливаются как круглой, так и плоской формы, как с укороченным, так и с удлиненным пучком. Обработанные специальным образом волосы из хвоста этого зверька отличаются значительной упругостью и эластичностью, а также нормальной мягкостью. Их стоимость наиболее высокая среди всех кистей. Используют во всех видах художественных работ, в частности в живописи – для прорисовки мелких элементов, в работах с акварелью и гуашью – для изображения тех частей, где требуется именно упругость кисти. Для стенных росписей незаменимы круглые колонковые кисти, с помощью которых легко проводить длинные контурные линии, а для нанесения тонких цветных слоев подходят плоские кисти.
  • Кисть из волос песчаника также изготавливаются из волос хвостовой части, которые обладают высокой степенью мягкости, но при этом малой степенью эластичности. Эти кисти бывают только плоские с удлиненными или укороченными волосами. Их сфера применения очень широкая: масляная живопись, работа с акварелью, гуашью, темперой, для лессировок, покрытия картин лаком, для создания тонкого живописного слоя и др.

  • Кисть из коровьей шерсти занимают по упругости промежуточную нишу между колонковыми и беличьими кистями. Особенно хорошо себя проявляют во всех видах живописи (кроме росписи) плоские по форме кисти. Хорошо удерживают все виды краски.
  • Кисть из медвежьей шерсти. Для ее изготовления используют ворс белого медведя, который менее жесткий, чем другие щетинные кисти, но более мягкий, эластичный и упругий. Эти качества очень подходят плоским кистям с удлиненным или укороченным ворсом. Кисть хорошо зарекомендовала себя для работы с разными красками: масляными, акварельными, гуашью, темперой.
  • cинтетические кисти cинтетические кисти
  • Синтетические кисти. Большое их разнообразие производится на базе полиэфиров. Они могут иметь различную степень мягкости, упругости, жесткости и эластичности. В зависимости от этих характеристик, синтетическими красками удобно работать с различными красками разной их густоты.

Выбор кистей

Выбирать кисть можно, следуя советам и такой процедуре:

  • тщательная проверка пучка кисти как основного ее элемента. Если заметите, что колпачок на кисти снимался, возвращался или менялся, то пучок может быть поврежден. Лучше такую кисть не брать;
  • продолжить проверку можно, слегка постучав черенком по руке. При этом конец пучка должен немного заостриться. Попробуйте, как пойдет кисть по рабочей поверхности: согните конец волосяного пучка, как при работе, и отпустите. Он должен снова принять прежнюю форму, при которой не будет топорщащихся волосков;
  • если выбираются кисти для изображения небольших деталей (№№ 1, 2, 3), кисть смачивается и на ладони «рисуется» знак бесконечности. Правильно изготовленная кисть будет иметь гибкий, эластичный конец пучка, четко прорисовывающий контур, причем, не будет ворсинок, которые топорщатся из пучка. При подъеме кисть должна принять первоначальную форму, не оставаться согнутой;
  • следует убедиться, что обойма надежно удерживает черенок и пучок кисти;
  • если покупается щетинная кисть, следует проверить наличие волосков с расщепленными концами. Их не должно быть много;
  • при покупке синтетической кисти следует провести ворсом по ладони и почувствовать, насколько она упруга, чтобы определить, можно ли ею работать с густой краской;
  • ориентируясь на размеры кистей, следует принять во внимание, что разные производители этот параметр маркируют по-разному. Некоторые делают это по диаметру обоймы, например, № 10 означает, что диаметр обоймы 10 мм. Если кисть не отечественного производства, то в каждой стране исходят из собственных традиций маркирования, и о соответствии нужно спрашивать продавца или выбирать кисть на основе визуального восприятия.

Подготовка кистей к работе

Перед использованием следует тщательно проверить целостность кисти и установить, не имеет ли она некоторых дефектов. Кисти с изъянами не следует выбрасывать, их можно усовершенствовать путем обжига, выщипывания или прореживания.

  • Обжиг кисти необходим для выполнения торцевания – нанесения красок круглой кистью из крупной щетины легкими ударами под прямым углом к холсту. Если кисть не модифицировать, то правильного торцевания не получится, поскольку новая щетинная кисть имеет неровную форму торца. Обжиг торца можно произвести с помощью любого раскаленного металлического предмета. Чаще всего это вышедшая из употребления сковорода, кастрюля. Аккуратно касаясь торцом раскаленной поверхности, волоски обжигаются по одной длине.
  • Вырезание (выщипывание) – это избавление от волосков кисти с дефектами: нестандартной длины или толщины, а также неправильно обстриженных. Это, прежде всего, касается кистей из шерсти белки или колонка, когда при их изготовлении не удается собрать правильный пучок в виде капли. Начинают с того, что кисть аккуратно распушивают веером на белом листе, отделяя волоски друг от друга пинцетом, чтобы выявить неподходящие. Найденные нестандартные волоски не выдергивают, а срезают у крепления, чтобы пучок не рассыпался.
  • Прореживание – трансформация кисти под очень маленький номер, который, возможно, даже не производится. Этого требуют некоторые очень тонкие виды художественных работ, например, роспись небольших эмалированных изделий. Производится так же, как выщипывание кисти.

Технология ухода за кистями

  • Промывание. Этот процесс основан на таком принципе: для промывания кисти используется именно тот разбавитель, что и для красящей смеси. Подчеркиваем, что необходимо использовать разбавитель, а не растворитель, поскольку последний действует очень агрессивно и может повредить ворс. Именно поэтому кисти после акварельных красок промывают в теплой воде, а после масляных – в скипидаре, а не в ацетоне. Если кисти используются в работе ежедневно, их часто не моют, а оставляют в емкости с керосином или скипидаром на несколько дней. Но перед работой они должны быть очищены и аккуратно вытерты тканью. Мыть кисти желательно в кистемойке. Это небольшое коническое ведерко (диаметр – 13 см, высота – 19 см), у которого в дне сделаны дырки или дно заменено специальной сеткой. Кистемойку помещают в большее ведерко с керосином, а кисти трут о ее дно. Краска отстает от кистей и опускается в ведерко с керосином. Еще один надежный способ мытья – в мыльной пене. Но если был длительный перерыв в работе с конкретной кистью, то ее надо сначала тщательно отмыть в керосине, затем – в мыльной пене, и только потом прополоскать теплой водой и вытереть. А затем желательно кисть поместить в емкость с льняным маслом, но так, чтобы волоски не сгибались, т. е. не упирались в дно.
  • Просушивание. Чтобы кисти не утратили необходимую форму, следует придерживаться такого режима просушивания. После промывания кисти сушат на специальных подставках в подвешенном виде, или используют любую емкость, в которые кисти ставят ворсом вверх. Не следует их сушить близко возле источников тепла, поскольку это может тоже отразиться на деформации формы. Для круглых кистей есть способ сохранить и даже улучшить каплевидную форму: перед просушкой окунуть ворс в слегка подкрахмаленную воду, которая будет удерживать ворсинки после высыхания. Такую кисть лучше сушить в подвешенном состоянии.
  • Хранение. В процессе хранения кистей следует следить, чтобы не происходили деформации пучков. Некоторые художники имеют специальные колпачки в виде пластиковых цилиндров, которые одевают на пучки, чтобы ворс не растрепался или не подвергся другим нежелательным воздействиям. Надо следить, чтобы ручки кистей также не изменяли свою форму, что может случиться, если в помещении, где хранятся кисти, бывает резкое изменение температур. Если имеется некоторый запас неиспользуемых кистей из натурального ворса, то их следует обезопасить от моли (обработать специальной антимолевой жидкостью, пересыпать порошком от моли, положить идентичные препараты в таблетках и т. д.). Такие кисти необходимо хранить в сухом месте, периодически просматривая и проветривая.

Надеемся, что данная статья поможет Вам выбрать и приобрести не только удобную и практичную кисть, но и такую, которая будет служить очень долго. Творческих успехов и вдохновения!




Светлана Барвинок, 15 июля 2020.