Как выбрать холст для масляной живописи

Холст – важнейший фактор сотворения качественной картины, ее сохранности и длительности «жизни». Зарождение живописи связано с использованием более твердых и тяжелых материалов – дерева, камня, сырой штукатурки. Изобретение холста – это прогрессивный шаг, обеспечивающий длительное хранение художественного произведения при различных температурных и других условиях, а также удобство транспортировки.

Что же такое холст? Современный холст для живописи – это отрез ткани, натянутый и закрепленный на жесткой деревянной рамке. Определенные техники требуют различных тканей и размеров подрамника, но все холсты обладают следующими характеристиками:

  • прочностью. Она зависит от сырья для изготовления волокон, его качества, а также цельности, длины, толщины нитей, и способов их плетения и скручивания;
  • плотностью, т.е., количеством нитей в квадратном сантиметре ткани. Чем больше их число, тем холст менее подвержен различным деформациям и повреждениям;
  • структурой, которая тоже зависит как от количества нитей, так и от их качества;
  • фактурой. Она зависит от способа переплетения волокон и делит полотна на мелкозернистые, среднезернистые и крупнозернистые;
  • весом. Его определяют в граммах на квадратный метр, и он зависит от типа ниток и способа их переплетения.

При выборе холста надо учитывать и другие факторы:

  • относите Вы себя к начинающим художникам, которым впору учиться рисовать на недорогих холстах, мастерам или новаторам, которые привыкли экспериментировать в творчестве;
  • какими финансовыми средствами Вы обладаете для приобретения материалов;
  • какой сюжет планируете изобразить. Это определит ориентацию и размеры холста и др.

В современном мире холсты являются основой не только масляной и акриловой живописи, но и материалом для цветной сольвентной печати с помощью принтеров фотографий, копий картин, постеров и других продуктов.

Рассмотрим подробнее положительные и отрицательные стороны разных холстов.

льняной холст льняной холст

Холст из льняного полотна. Этот вид зарекомендовал себя как самый «благородный» еще у старых мастеров. Он и сегодня представляет собой один из лучший вариантов холста. Картины, написанные на таком холсте, смотрятся гармонично, благодаря его особой фактуре. Для льняного холста характерен серый или желтоватый оттенок, а также различная зернистость (фактура).

Положительные особенности льняного холста:

  • устойчивость к поглощению влаги, а значит, к провисанию и усадке;
  • имеет высокий коэффициент истираемости, что обеспечивает противостояние механическим повреждениям (растягиванию, прокалыванию, разрыву и др.). Это увеличивает долговечность изображения;

Недостатки льняного холста:

  • более высокая стоимость, чем других видов холстов;
  • больший вес, что может создавать проблемы при транспортировке.

Имейте в виду, что:

  • качество льняного холста зависит от длины волокон: длинных, средних и коротких. Наиболее качественный – холст из длинных волокон, поскольку его фактура более равномерна и содержит минимум узлов, утолщений, неровностей. Такой холст дольше сохранит произведение;
  • холст из отходов первичной обработки менее дорогой, но недостаточно качественный, поскольку неоднороден и имеет дефекты, которые кропотливо надо срезать лезвием. Это тонкая работа и может привести к еще большему повреждению полотна;
  • крупномасштабное произведение желательно создавать на льняном холсте с двойным переплетением, хотя он более дорогой, чем остальные виды. Но такой холст больше садится при нарушении влажности и температурного режима;
  • для картин, требующих аккуратной и детальной прорисовки (в частности, портретов) лучше подобрать мелкозернистый льняной холст;
  • для гладкой живописи с тонкими слоями красок лучше использовать холст со среднезернистой фактурой;
  • для пастозной техники, требующей крупных и энергичных мазков, следует выбирать крупнозернистый холст, поскольку мелко- и среднезернистые холсты могут деформироваться. Такой холст с грубой фактурой подчеркивает рельефность и натуральность изображения;
  • начинающим художникам рекомендуется использовать среднезернистый холст (т. н. «универсал»).

хлопчатобумажный холст хлопчатобумажный холст

Холст из хлопчатобумажного полотна. Такое полотно создают из хлопка, оно, как правило, имеет нежный бело-кремовый оттенок. Отношение художников к нему неоднозначно: одни сумели приспособить его к своей живописи, другие его упорно избегают.

Положительные особенности хлопчатобумажного холста:

  • нити хлопчатобумажного полотна значительно тоньше, поэтому фактура ровнее, чем у льняного холста;
  • менее дорогой, чем льняной холст.

Недостатки хлопчатобумажного холста:

  • впитывает много влаги, в результате чего образуется плесень и места загнивания;
  • поддается другим деформациям: расширения, сжатия, провисания и образования «волн» вдоль подрамника.

Имейте в виду, что:

  • качество хлопчатобумажного холста во многом определяется теми же параметрами, что и льняного;
  • рекомендуется использовать начинающим художникам или для учебных работ.

синтетическое полотно синтетическое полотно

Холст из синтетического полотна. Изготавливается из полиэстера. Этот вид появился сравнительно недавно, поэтому его применение в художественной практики еще требует более длительных исследований.

Положительные особенности холста из полиэстера:

  • превосходит по прочности лен и хлопок;
  • очень стоек против механических повреждений, температурных воздействий и влаги. Синтетическая ткань не садится;
  • противогрибковая обработка надолго защищает от грибков и разрушающих действий других микроорганизмов;
  • не чувствителен к раздражающим или агрессивным воздействиям масляных красок и других материалов живописи.

Недостатки холста из полиэстера:

  • находясь на подрамнике длительное время, полотно может растягиваться и провисать;
  • другие недостатки еще мало изучены и требуют дальнейших наблюдений.

Имейте в виду, что:

  • полиэстер не создает привычной фактуры – полотно очень гладкое. Это надо учитывать при выборе соответствующей техники живописи;
  • в качестве синтетического полотна можно использовать ткань для натяжных потолков. Натянув на подрамник, нагрейте холст феном, и Ваш холст будет натянут, как струна.
комбинированное полотно комбинированное полотно

Холст из комбинированного полотна. Такая ткань сочетает в себе натуральные и синтетические нити (преимущественно полиэстер или лавсан, лен или хлопок). Полотно имеет светлые тона, поскольку синтетические волокна белые и с блеском, а натуральные имеют серые тона. Такие холсты очень популярны в художественной среде, но однозначных рекомендаций по их применению в живописи нет.

Положительные особенности холста из комбинированного полотна:

  • обладает высоким уровнем прочности;
  • обеспечиваются все преимущества натуральных материалов.

Недостатки холста из комбинированного полотна:

  • неоднородность ткани создает неоднородные гигроскопические свойства. Вследствие этого краска ложится неравномерно;
  • другим последствием этого недостатка есть то, что слои краски могут разрушаться, причем быстро и неравномерно.

Имейте в виду, что:

  • от определенных пропорций природных и синтетических нитей зависит степень плотности, прочности и характеристики фактуры полотна. Это нужно учитывать системно, выбирая сюжет, технику живописи и холст.

холст из мешковины холст из мешковины

Холст из пенькового полотна (мешковины). Мешковина – это прочное грубое полотно из толстой пряжи, которая изготовляется из стеблей таких растений как джут, кенаф, канатник, конопля и др. Если эта ткань (пеньковая) изготавливается из стеблей конопли, то может иметь зеленоватый, серо-белый, коричневый или желтоватый оттенок. Для более качественного полотна характерны первые два цвета, а для менее качественного – два вторые.

Положительные особенности холста из пенькового полотна:

  • имеет четко выраженную крупнозернистую фактуру, поэтому хорошо подходит для пастозной техники;
  • прочностью сравним с холстом из льняного полотна.


Недостатки холста из пенькового полотна:

  • плотность нитей может быть недостаточной и краски могут просачиваться через слой грунтовки;
  • многие художники избегают использовать такие холсты из-за их цвета, а если применяют, то для технических нужд.

Имейте в виду, что:

  • холст из мешковины требует тщательной многослойной грунтовки, поскольку его фактура рельефная;
  • мешковина – очень хрупкая ткань, с нею обращаться нужно аккуратно.

Другие виды холстов. Рассмотрим некоторые другие виды холстов: из сурового полотна, из джутового полотна, а также такие материалы как бумага и картон.

суровое полотно суровое полотно

Холст из сурового полотна. Он дешев, что делает его легкодоступным к использованию.

Но у него есть много недостатков:

  • полотно изготавливается из очень коротких волокон (очеса), имеет повышенную кислотность, в результате чего холст не устойчив к разрывам и деформации;
  • структура неровная, нуждается в срезании различных шероховатостей, а это может привести к повреждениям ткани;
  • сглаживание неровностей за счет дополнительной защиты порождает добавочное напряжение на стыке проклейки и грунтовки. Это приводит к появлению трещин, дефектам плотности ткани;
  • из-за нарушений плотности полотна краска ложится неравномерно, может проникать насквозь ткани.

джут джут

Холст из джутового полотна. Джут – текстильная ткань, изготовляемая из растения, имеющего такое же название. Она имеет желто-коричневый цвет и яркий блеск, переплетение ее волокон рельефно выражено, поэтому фактура крупнозернистая. Холст из такого полотна достаточно прочен, но степень его прочности ниже, чем льняного или пенькового, так как пряжа хрупкая. Следует выбирать ткань с высокой плотностью нитей, тогда холст будет устойчив против влаги, биопоражения и светового воздействия. Выбор такого холста удачен для художественных работ больших размеров.

Картон и бумага. Эти материалы привлекают своей небольшой ценой и доступностью, поэтому необходимы для пробных работ в обучении искусству рисования. Картон с нанесенным грунтом имеет сходство с холстом. Но он, а особенно бумага, очень сильно поглощают влагу, вследствие чего краски тускнеют, глянец исчезает.

Итак, однозначно советовать, какой холст предпочесть, невозможно, потому что каждый художник учитывает свои желания, стиль писания, возможности, условия и др. Но остановимся на некоторых общих рекомендациях:

  • если Вы приобретаете загрунтованный холст с водно-дисперсионным грунтом, то обращайте внимание на его назначение (масляный или акриловый грунт). Холст, который помечен надписью «масляный грунт» нельзя использовать для акрила – краска не будет закрепляться;
  • для работ большого формата желательно выбирать холст с плотным полотном, поэтому он будет достаточно тяжелым (280 г/ и больше);
  • если Вы приобрели полотно для холста, рекомендуем его тщательно выстирать, чтобы избавиться от различных химических примесей. Следует заметить, что отбеленное полотно из-за воздействия химических препаратов становиться менее прочным;
  • отдавайте предпочтение холстам, с плотным переплетением волокон: они надежны в работе, менее подвержены деформациям, увлажнению.

Как видим, разновидностей холстов для живописи существует достаточно. Важно научиться выбирать их с учетом приведенных характеристик. Будем рады, если наша статья Вам в этом окажет помощь. Творческого вдохновения и успехов!




Светлана Барвинок, 26 мая 2019.